С.В. Любичанковский. Ремонтируемая вертикаль: губернская реформа в планах правительства Николая II. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. — 404 с.

Опубликована в «Социум и власть», 2009, № 4, с. 125–126.

Рецензируемая монография представляет обстоятельный анализ проектов реформирования губернской администрации в России рубежа XIX–XX столетий, выработанных в столичных и региональных уральских бюрократических кругах. Исследование свидетельствует о неуклонном росте публичного интереса к истории позднеимперской России, обусловленном потребностью осмысления альтернативного опыта государственного строительства. Наиболее существенные процессы современной российской жизни имеют в рассматриваемом периоде отечественной истории вполне очевидные аналогии.  Автор предпринял попытку оценить потенциал реформирования государственной власти в эпоху царствования последнего российского императора, способствуя решению фундаментальных вопросов исторической науки о характере трансформаций системы отношений власти и населения в начале XX в., глубинных причинах революционных событий и краха Российской империи. Выбор хронологических рамок исследования связан с актуальностью изучения как деятельности правительства Николая II по изменению губернского управления, так и особенностей заключительной стадии в развитии местного управления империи на основе третьего издания «Общего Учреждения Губернского» 1892 г.

В предисловии к труду автором обозначена актуальность исследования, сформулированы основные понятия, спорные и нерешенные вопросы темы, указаны используемые научные методы. Источниковую базу монографии составили документы, извлеченные из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, а также Государственных архивов Кировской, Оренбургской областей, Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан. Публикация впервые вводит в научный оборот документальные материалы или возмещает их библиографическую редкость.

Исследование основано на методе контент-анализа, позволившем автору учесть максимальное количество элементов текста и обеспечившем высокую степень формализации источников. Автор последовательно рассмотрел министерские и региональные чиновничьи проекты губернской реформы. Основной текст исследования включает анализ проектов губернской реформы И.Л. Горемыкина, В.К. Плеве, П.А. Столыпина, а также оренбургские проекты И.М. Страховского и В.И. Ершова, уфимский проект И.Н. Соколовского, вятские проекты Н.М. Клингенберга и П.Ф. Хомутова. Завершает труд анализ проекта областной реформы, обоснований ее необходимости и ключевых принципов, представленных монарху в «записке» председателя Совета министров Б.В. Штюрмера (1916 г.). 

Во введении автор изложил собственное понимание ситуации «кризис власти», связав ее с определенным качеством функционирования учреждений государственного управления и указав на вариантное состояние равновесия правительственных структур с социальной средой, характеризующееся отрицательным балансом между личными интересами чиновников и официально поставленными перед ними задачами. При этом внутренний кризис аппарата государственного управления автор рассматривает в тесной взаимосвязи с иными базисными элементами системного кризиса Российской империи. Ключевым свидетельством перехода внутреннего кризиса аппарата управления из фазы дискретных проявлений в фазу системного автор назвал неформальное объединение чиновничества как «антигосударственной корпорации». Организация губернаторской власти в начале XX в. оценена автором как нерациональная и неоптимальная. Реформирование губернской администрации в позднеимперской России не осуществилось. Однако автор не соглашается с распространенным в исторической литературе мнением об архаичной, сложившейся в XVIII в., законодательной основе функционирования губернской администрации в исследуемый период. Комплекс законодательных норм, выработанных, преимущественно, в 1826–1881 гг., рассматривается как показатель «здоровой консервативной стабильности» аппарата управления в конце XIX в.

Итоги контент-анализа обобщены автором в таблицах, наглядно демонстрирующих характеристики действовавшей системы губернского управления, а также стратегические цели реформы и пути ее осуществления, изложенные в названных проектах. Автор выделил схожие моменты министерских проектов губернской реформы, отметив повышенное внимание разработчиков к институту губернаторства и организации канцелярской части губернского управления. С конца XIX в. в проектах расширялись круг объединяемых учреждений и набор целевых установок губернской реформы, усиливались прагматизм в предполагаемом решении поставленных задач и детальность разработки тактических приемов в достижении целей, что обусловливалось, прежде всего, участием в обсуждении проектов представителей гражданского общества. Автор пришел к выводу о принципиальном сходстве документов вятских, уфимских и оренбургских чиновников, признавших полезным объединить основные губернские коллегии в единое учреждение на базе губернского правления и необходимым усилить личную власть губернатора. Радикализацию уральских проектов губернской реформы автор убедительно объяснил неуклонным ростом проблем в области местного административного управления в начале XX в.

В исключительных условиях военного времени на высшем правительственном уровне было оказано вынужденное внимание усугубляющемуся внутреннему кризису губернской администрации. На финальной стадии развития империи была осуществлена попытка рассмотреть проблему низкой эффективности губернского управления на основе идеи автономизации регионов. В период Первой мировой войны правительство Николая II готовилось пойти на поступательное изменение государственного устройства страны, способное оказать перспективное влияние на объем и качество прав и свобод населения России, заключает автор.

Таким образом, в монографии С.В. Любичанковского впервые осуществлен комплексный сопоставительный анализ проектов губернской реформы, выработанных в рамках правительственного курса последнего российского монарха. Рецензируемая монография является несомненным вкладом в изучение реформаторского потенциала государственной власти в России начала XX в.

Самостоятельную ценность научного труда представляют оригинальные тексты всех основных проектов губернской реформы, подготовленных правительственной администрацией в центре и на Урале. Публикация документов снабжена обстоятельными комментариями, дающими их краткую археографическую характеристику, обосновывающими их датировку и авторство, содержащими биографические сведения о создателях, а также данные об упоминаемых фактах, нормах законодательства, учреждениях и лицах. Книгу завершает краткая библиография опубликованных научных трудов и источников по истории губернских администраций позднеимперской России.