А.Т. Бердин. Салават: бой после смерти. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2009. – 152 с.

В сфере общественного сознания современной России продолжаются сложные изменения. Учитывая постоянно возрастающее воздействие на общественное сознание информационного поля, профессиональная деятельность в области гуманитарных наук является одним из важнейших путей формирования системы положительных символов и стереотипов, укрепляющих историческое единство многонационального народа России. В связи с вышесказанным книга уфимского историка А.Т. Бердина представляет собой безусловно актуальное и своевременное исследование. Целью научного проекта, в рамках которого были выполнена книга, автор объявил «изучение феномена «фолькхистори» – ложной, псевдонаучной и псевдонародной истории, и поиск способов её нейтрализации». Задача, поставленная исследователем в монографии, успешно решена.

Книга, написанная научно-популярным языком, имеет, тем не менее, научную и научно-прикладную ценность. Прежде всего, автор последовательно рассмотрел публицистическую критику, осуществляемую отдельными авторами в целях дискредитации башкирского национального героя. А.Т. Бердин проанализировал не только содержание, методологию, но и цели, место данных «информационных проектов» в современном общественном сознании. Стремление автора разобраться в системе аргументации публицистов и определило структуру монографии. Книга включает размышления, оригинальные интерпретации и развернутые рецензии автора, посвященные событиям первой половины 1770-х годов – драматическому периоду в истории России и Южного Урала.

В книге содержится культурологический анализ образа Салавата Юлаева, динамики его восприятия в народных массах на разных этапах развития российского общества, проведенный А.Т. Бердиным на основе широкого круга научной литературы. Автор обосновано оценивает популяризацию образа Салавата Юлаева как достижение «отечественного культурогенеза XX века». Как отметил А.Т. Бердин, массовое участие башкир в русской гражданской войне, спровоцированной яицкими казаками, являлось свидетельством активной интеграции коренного населения Южного Урала в российское общество. Личность Салавата оказалась вплетенной в многовековую историю России.

По справедливому замечанию автора лозунги башкирских восстаний всегда выражались в терминах монархического правосознания и не носили антифеодальный или антимонархический характер. Протестное движение от законодательной борьбы до вооруженных выступлений имело целью сохранение статусного положения народа, подтверждение прав, дарованных в момент его вхождения в состав Московского царства, и упорядочение обязанностей как сословия, включенного в организацию общества. Действия башкирских лидеров в Пугачевщине были направлены в пользу претендента на престол, намеренного оградить и расширить права народа. Короткая жизнь Салавата Юлаева послужила основой для рождения национального символа и образа, сочетающего свободолюбие, уважение к праву и справедливости. Воплощение подобных ценностных установок в соответствующих нормативах мышления и практической деятельности является востребованным в современном российском обществе.

Рецензируемая монография ориентирована на широкий круг читателей. Ее значение определяется важностью взаимосвязи научно-теоретических знаний с обыденно-практическим уровнем общественного сознания. В противовес процессу нравственно-политической деструкции – «демонтажу народов», осуществляемому в рамках определенных подходов к изучению российской истории, автор демонстрирует бережное отношение к культурной памяти башкирского народа как части многонационального народа России. А.Т. Бердин рассматривает национальное самосознание как самостоятельный феномен в системе общественного сознания, его эволюцию – как конструктивный процесс, способствующий укреплению межнационального согласия – привычного условия общественной жизни не только для восточных регионов России.